Курс на удаленное обучение

Всемирная «ковидная» эпидемия нанесла сильный удар по образовательному сектору. Неожиданно его существенная доля полностью остановила профильную деятельность, а другая часть стала работать дистанционно.

Как и нужно было ожидать, при тотальном переходе на новую форму обучения возникли технические трудности, а преодолеть удалось лишь некоторые. И в результате заметному числу учебных организаций так и не удалось в полном объеме запустить процесс дистанционного обучения. Учащиеся в них приобретали знания не дистанционно, а самостоятельно. А это выливалось для учеников в повышенный уровень нагрузок при учебе и в пониженное качество полученных знаний и навыков.

И все же, эксперимент по переводу всей системы образования на дистанционную форму приходится признать состоявшимся. В какой мере он удался, мы увидим только через год или два. Но первоначальные итоги вполне можно подвести.

В первую очередь отметим подъем внимания к дистанционному обучению в разнообразных областях. Это и от избытка времени на всеобщем карантине, и из-за того, что школьникам и студентам треть года нужно было самим подбирать себе учебные материалы. Т.е. и дети, и взрослые просто привыкли к удаленной учебе в Сети.

В другую очередь мы уже способны указать области, где дистанционное обучение показало себя эффективным, и где – нет. Эффективность подтвердилась в дисциплинах теоретического типа, таких как философия, общая история, общая экономическая теория, правоведение и так далее. Также удаленное обучение было достаточно эффективно там, где надо было выработать простейшие навыки (к примеру, в домоводстве). Гораздо ниже эффективность обучения удаленно была, где сложная теория идет об руку с практическими знаниями, или приходится применять сложную технику, в частности в медицине. Абсолютно не работало дистанционное обучение, где нужно было обучить работе с разделением обязанностей в группе.

И еще отлично был заметен подъем нагрузки на учащихся и учителей после того, как образование перевели на дистанционную форму. Обучение на дистанции не предполагает реальной работы учеников в группах, поэтому преподаватель с каждым общается почти индивидуально, и каждый ученик вынужден заниматься индивидуально.

Таким образом, в ближайшие годы будет наблюдаться переход на дистанционное обучение в тех сферах, где оно показало эффективность. Скорее всего, в ВУЗах и организациях, занимающихся повышением квалификации, будут совместно использоваться дистанционное и очное обучения. А вот школа, важнейшей задачей которой является социализация учеников, будет изменяться не так заметно.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться