Мотивация IT-персонала. Что, кроме денег, нужно айтишнику?

Мотивация — важнейший инструмент управления персоналом, без которого сегодня нельзя представить ни одну современную компанию.

Как известно, сотрудника можно мотивировать двумя способами: материально, т.е. через деньги, либо нематериально. Однако в этом вопросе важна не только форма мотивации персонала, но и профиль мотивируемого специалиста. Мы решили выяснить, как и чем можно воодушевить современных IT-специалистов. На наши вопросы ответила Анна Немченко, руководитель отдела по управлению персоналом компании «Агава».

Справка о компании: основана в 1998 году. Основное направление деятельности — хостинг, реклама в Интернете, разработка собственных программных продуктов. В штате компании более 300 человек, каждый из которых является профессионалом в своей области. Преобладающее большинство сотрудников — IT-специалисты. Компания «Агава» постоянно развивается и разрабатывает новые проекты в различных областях IT-индустрии.

Что подразумевается под термином «нематериальная мотивация»? Какова ее цель?

На российском рынке и вообще в мире под нематериальной мотивацией работодатели подразумевают определенный комплекс мероприятий, направленный на повышение лояльности работника, способный заинтересовать сотрудника работой. Этот комплекс мер не выражается в денежном эквиваленте. Но, хотя для сотрудника нематериальная мотивация и является немонетарной, по сути она имеет под собой материальный подтекст: работодатель так или иначе вынужден тратить на нее деньги. Поэтому в организациях, а в особенности в крупных компаниях, встает вопрос — «Что лучше: нематериальная мотивация, имеющая под собой денежный эквивалент, или прибавка каждому сотруднику к зарплате или премии по лишней тысяче рублей?». С этим, кстати, в последнее время сталкиваются очень многие компании.

Для IT специалистов, рекомендуем корпоративный тренинг по логистике Киев, Омск и в других городах нашей страны.

Насколько важно для каждой группы сотрудников (например, менеджеров, бухгалтеров) подбирать свои способы мотивации?

Очень важно, так как люди, работающие в различных отделах, отличаются даже по темпераменту: бухгалтер — это интроверт, а менеджер по продажам — экстраверт. К примеру, проект нематериальной мотивации может пройти «на ура» в отделе рекламы, в то время как финансовый отдел встретит его «отсиживанием» в углу. В каждом случае необходимо учитывать темперамент людей, занимающихся той или иной деятельностью.

В компании «Агава» преобладающее большинство сотрудников — IT-специалисты. Как известно, представители этой профессии являются людьми весьма своеобразными. Какую систему мотивации целесообразнее к ним применять? Что для них лучше — материальная или нематериальная мотивация?

Это зависит от многих факторов, однако наша компания старается сочетать оба инструмента. Я не могу сказать, что на нематериальную мотивацию мы закладываем большой бюджет, так как на практике были случаи, когда какие-то проекты, которые мы пытались внедрить и на которые, соответственно, затрачивали финансовые ресурсы, не встречали у персонала совсем никакого отклика. Но были проекты, которые, наоборот, были встречены положительно. В данном случае все-таки наиболее эффективным нам кажется выделение каких-то денежных средств и указание направлений, на которые руководитель отдела может их потратить — допустим, можно выделить 10 тысяч рублей для похода в кино, бар. Или обсудить с руководителем отдела, чем интересуются его подчиненные, и выделять бюджет уже под конкретные запросы. Мне кажется, что в случае с IT-персоналом это наиболее эффективный и разумный способ.

Расскажите, пожалуйста, о системе нематериальной мотивации в компании «Агава». Какие методы и инструменты вы применяете?

Основная идея — это подбор проектов нематериальной мотивации под каждый отдел и переговоры с руководителем отдела относительного того, на что необходимо потратить финансовые средства.

Если говорить об инструментах нематериальной мотивации в нашей компании, то у наших сотрудников популярна игра в настольный теннис. Здесь практически нет никаких затрат: нужна лишь комната, теннисный стол, который можно купить за 10-15 тысяч рублей, ракетки для игры, которые время от времени необходимо менять. Одно время после работы мы даже устраивали турниры между отделами. Сотрудники, получившие возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, остались чрезвычайно довольны!

А с лета мы стали организовывать игры в «Мафию», это стратегическая игра, показывающая умение вести переговоры и склонять на свою сторону в принятии решений. В нее с охотой играет рекламный отдел. Игра приносит практическую пользу: она позволят руководителю отдела и эйчару отследить перспективных менеджеров, имеющих большой потенциал.

Отдельно мне хотелось бы рассказать про свободный график работы. Он является действенным методом нематериальной мотивации для очень многих специалистов. В частности для айтишников — свободолюбивых людей в принятии своих решений — он очень важен. Не могу сказать, что он является ноу-хау, сейчас к нему пришли очень многие IT-компании. Но 10 лет назад на рынке мы были одним из немногих работодателей, предложивших сотрудникам свободный график.

Разумеется, сотрудник должен отрабатывать положенные 40 часов в неделю: в компании ведется отчетность. Но, тем не менее, специалист понимает, что сегодня он может прийти на работу в 9 утра, а уйти в 5 вечера или наоборот — завтра подольше поспать, приехать на работу к 11 утра, а уйти попозже. Все это, конечно, дает возможность работникам быть уверенным в том, что руководство заботится о них и предоставляет свободу выбора.

Предоставил информацию http://sbt.nbc.ua/


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться